О кундалини и чакрах: жестко, но убедительно👁️ Longread ИСТОРИЯ ОДНОЙ АХИНЕИ – КАК ОШИБКА, РОЖДЁННАЯ НЕВЕЖЕСТВОМ И ПОПЫТКОЙ ПОСТИЧЬ ТАНТРИЗМ БЕЗ УЧИТЕЛЯ, РОДИЛА МЕЖДУНАРОДНУЮ ШИЗОТЕРИЧЕСКУЮ ТРАДИЦИЮ. Пожалуйста не обижайтесь на меня за то, что я изложу вам факты. Ведь лучше целебная правда, чем токсичная ложь.
«Из очка в башку гоню пресловутую змею. Кундалини, поднимайся! Психиатр, убирайся!» В 90-е годы на постсоветском рынке появилась литература по чакрам и кундалини, затаившейся в копчике. И эзотерики, ни разу не усомнившиеся в адекватности этих сочинений, бросились практиковать, и стали шизотериками. Я лично столкнулся с тем, что плодом усилий наиболее усердных из них была шизофрения, болезнь Паркинсона и инсульт головного мозга. Я седалищем чуял, что что-то во всей этой кундалини и чакрах глубоко ошибочно. Поехал в Индию и с ужасом обнаружил «мастеров кундалини йоги», трясущихся от болезни Паркинсона. Как же так? Неужели Шива и Шакти одарили народ токсичной, зловредной дуростью, именуемой «кундалини йога»?
После общения с рядом мастеров и учёных, и изучения ряда текстов, я понял, что отцом популярной по всей планете «кундалини йоги», является не Шива, а Чарльз Ледбитер, после которого эзотерическая жизнь на планете никогда не будет прежней.
Сидит практик «копчиковой кундалини» пытается совершить прободение «змеёй кундалини» лотосов, до самой макушки, и считает, что он йоги бог; а на самом деле он йоги дог.
Чарльз Ледбитер, отец основатель копчиковой семичакровой кундалини йоги, не то чтобы очень плохо и слабо разбирался в кундалини и чакрах. Он не разбирался в этом вовсе. Ледбитер не удосужился или не смог найти тантрического мастера, который взялся бы его наставлять в тантризме. Он решил, что мощности его ума и его веры в бога, его любви к богу, хватит для того, чтобы без помощи тантрических гуру понять тантризм и такие тантрические реалии, как чакры, кундалини и кундалини йогу. То есть Чарльз Ледбитер сделал ту же ошибку, которую нынче делает огромное количество эзотериков — он попытался понять тантризм не прибегая к помощи наставляющих тантрических мастеров, и затем начал практиковать так, как он понял. В 1910 году была опубликована его работа «Внутренняя жизнь» (The Inner Life). В 1927 году увидела свет его же книга «Чакры».
Как я сказал выше, Ледбитер не столько транслировал традиционные тантрические понятия, представления и смыслы, сколько реконструировал их, пользуясь своей фантазией и авраамическим бэкграундом. Согласно Ледбитеру, чакры обладают объективным феноменальным существованием и доступны для экстрасенсорного восприятия. В то же время оригинальные тексты не содержат однозначных указаний на то, что это действительно так, в то время как есть указания на то, что «лотосы» создаются йогином путём их визуализации в ходе медитативной практики.
Унифицирует Ледбитер и общее количество чакр, декларируя, что их 7. Хотя известны, описаны и не менее авторитетны системы, состоящие из 6, 8, 9 и другого числа «лотосов». По мнению религиоведа Олафа Хаммера, Ледбитер мог выбрать семёрку потому, что в Теософском обществе этой цифре придавали большое значение, а в «Шат-чакра-нирупане» было описано как раз 7 центров: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха, аджня и сахасрара.
Ледбитеру принадлежит несколько оригинальных утверждений о чакрах, которые впоследствии были растиражированы писателями движения нью-эйдж без указания авторства и в результате приобрели статус аксиом. Вот некоторые из них:
- чакры представляют собой воронкообразные водовороты, завихрения энергии в каждом из тонких тел человека (эфирном, астральном, ментальном и т. д.);
- чакры связывают вышеупомянутые тонкие тела с физическим телом и служат передатчиками космической жизненной силы, необходимой для здоровья и благополучия индивидуума (из этого положения выросла популярная сегодня концепция балансировки и разблокирования чакр).
В 1919 году издана «Змеиная сила» - объёмный труд о кундалини и чакрах, написанный сэром Джоном Вудроффом (более известным под псевдонимом Артур Авалон). Книга включает в себя перевод двух поздних тантрических текстов и критический комментарий вышеупомянутой «Внутренней жизни» Ледбитера. Тексты, вошедшие в состав произведения, это «Шат-чакра-нирупана» («Описание и исследование шести телесных центров»), которое представляет собой часть 6-й Паталы «Шри Таттва Чинтамани» (труда, написанного свами Пурнанандой), и «Падука-панчака» («Пятеричное подножие Гуру»).
Подход Вудроффа к описанию «лотосов» принципиально отличался от концепции Ледбитера. Вудрофф тяготел к академизму и, в известной мере, к объективности изложения сведений из первоисточников. Хотя и отступал от них в том, что проводил явные параллели между чакрами и нервными сплетениями или железами (сегодня так продолжают делать – идея стала популярной).
В конце 1960-х - начале 1970-х, по мере роста интереса к эзотерическим идеям и практикам в контркультурной среде, некоторые части учения теософов, в том числе их понимание чакр, интегрируются в развивающуюся идеологию движения нью-эйдж.
В 1977 году вышла книга Кристофера Хиллса «Nuclear Evolution: The Rainbow Body», в которой он представил свою систему взаимосвязей между 7 чакрами и 7 спектральными цветами (их символизм играет важную роль в учении Хиллса). «Радужная модель» получила огромную известность и, подобно идеям Ледбитера, приобрела статус аксиомы.
В конце 1980-х -1990-х чакры становятся одной из самых популярных тем для эзотерических спекуляций и постепенно «выводятся» как из теософического, так и традиционного тантрического контекста, во многом превращаясь в штамп литературы жанра «помоги себе сам», в ярлыки для обозначения различных видов жизненного опыта, набор поименованных совокупностей (личностных качеств, эмоций, причин психологических проблем, болезней и т. п.), а также понятий, пришедших из совершенно разных культур и учений, исторически никак не связанных между собой.
Неправильное понимание первых европейских исследователей, недостаточность информации у людей, неправильные переводы текстов плюс нью эйдж - вот предпосылки для распространившегося ныне безумного, сумасшедшего воззрения на чакры, центры и кундалини.
И надо знать, что эта муть охватила не только головы иностранцев, но уже и головы индийцев. И в некоторых индийских ашрамах седобородые старцы на полном серьёзе вещают о 7 абсолютных энергетических чакрах-лотосах и кундалини в заднице.
А белые такие: «О, если седой индийский йогин, глава ашрама, у которого много последователей (его бреда исследователей) вещает такие доктрины – значит, эти доктрины – истина в последней инстанции!»
Уже парампары появились, цепочки ученической преемственности, со времён Чарльза Ледбитера и Анны Безант.
То есть то, что изначально было бредом, теперь стало вроде бы уже как бы «традиционным знанием». Традиционным знанием, основанном на нетрадиционных ошибочных воззрениях. Часто бывает так: даже если какая-либо традиция насчитывает пару столетий, она не обязательно является древней мудростью, она может быть и древней дремучей дуростью, плодом невежества.
В общем тему эту можно назвать «История одного комплекса заблуждений, неожиданно превратившегося в потомственную традицию».
Огромное количество школ и центров расползлось по всей планете. Создано даже отдельное направление психологии, основанное на «цветике-семицветике» чакр. Семинары, ретриты, онлайн-курсы, изготовление кулонов, плакатов, календарей и маек с «чакральной символикой» — всё это даёт не только власть и деньги, но и наделяет смыслом жизнь миллионов людей.
Кто теперь позволит прекратить существование всего этого измерения? Никто. Последователи семи радужных чакр и кундалини в анусе готовы сражаться на идеологическом фронте, яро отстаивая существование своего мира. Я не буду с ними сражаться, с моей точки зрения такая битва бессмысленна, я просто написал статью. Если «семицветная кундалини йога» кому-то нужна, то пусть она существует.
Когда человек утверждает нечто про чакры, энергетические центры и кундалини, нужно расспросить его, на каких манускриптах основано его воззрение. И проверить качество, уровень манускриптов.
В тантризме есть такая практика: адепт осознаёт себя как всё мироздание. Мироздание в тантризме рассматривается как многоуровневое. Каждый уровень базируется на определённых принципах, каждому уровню соответствуют свои реалии и свои силы. Эти уровни символически изображаются в виде чакр. В центре чакры посредством фонемы, биджи или мантры обозначается базовый принцип и его сила. На лепестках каждой чакры посредством фонем, бидж или мантр располагаются принципы и силы, исходящие из центра. Для наглядности принципы и силы могут ещё и обозначаться иконографическими образами богов и богинь.
Практик начинает визуализацию с нижней чакры до верха, располагающегося в макушке и выше. Визуализируя каждый уровень мироздания в виде чакры в теле, он осознаёт природу этого уровня и отождествляется с ним. Это, в свою очередь, приводит практика к обладанию силами этих уровней. Процесс восходящего осознания, совершаемого посредством ньяс и визуализаций, именуется восхождением кундалини.
Язык тантризма полисемантичен, поэтому под работой с кундалини также понимается культивация определённых энергетических процессов, призванных обеспечить адепту выход в трансперсональное состояние и свойственный ему уровень силы и гармонии. В силу полисемантичности тантрического языка, в некоторых случаях, не во всех тантрических традициях, не всегда и даже не часто, под чакрой может пониматься какой-либо энергетический центр. Вот только такой центр не имеет прямого отношения к лотосам с лепестками, фонемами, биджами и мантрами.
Вот что сказал гуруджи Махакаланатх Адхарабхайрав. Кундалини не находится физически в копчике, свернувшись в определённое количество оборотов, и не поднимается вдоль позвоночника к макушке, пробивая чакры, всё это лишь символические образы. Кундалини в виде «поднимающейся змеи» - это паттерн последовательности чтения фонем матрики во время ритуала нйасы и визуализации себя как всей вселенной. Лотосообразные чакры — это не феномены, находящиеся в теле, не энергетические центры. Это визуализируемые круги фонем матрики, каждый из которых символизирует конкретное измерение мироздания. Лепестки лотосов символизируют божеств. Не существует объективной семёрки реальных чакр-лотосов. Семёрка «чакр» — это умозрительное деление мироздания на 7 уровней, распространившееся в мире с подачи Чарльза Ледбитера. В разных тантрических традициях и практиках существует разное количество таковых визуализируемых чакр-уровней: от 3 до 50 и больше.
Есть визуализация: умозрительные чакры в виде лотосов с фонемами, символизирующие разные уровни мироздания, в то время как тело адепта визуализируется всем мирозданием. В разных традициях умозрительных центров разное количество: 4, 5, 6, 7, 9 и более. В этой практике под путём кундалини понимается медитация над фонемами, от фонемы кша (калагни) и ка (притхви) до фонемы а (Шива). Если при этом делается нйаса а фонемы произносятся вслух — это анавапайа. Если всё это делается в уме — это шактопайа.
На уровне шамбхавопайи, шактопайи и анавапайи под кундалини понимается разное. Это, в частности, упоминает доктор наук, гуруджи Камалкар Мишра, в своей книге.
Многие люди не любят думать и глубоко изучать, они просто следуют сложившимся вокруг них конвенциальным представлениям. Некоторые из них отдали «копчиковой энергочакровой семицветной кундалини йоге» годы своей жизни, а кое-кто зарабатывает на этом, производя рубашки с символикой и проводя курсы обучения. Эти люди могут обидеться на мою статью, так как для кое-кого из них данная тема – не вопрос постижения истины, а вопрос высокой или низкой самооценки, и вопрос бизнеса. Тем не менее, я имею право высказывать мою точку зрения на моей личной странице, следуя принципу: «Платон мне друг, но истина дороже».
А. Джайадхар
Иллюстрация: на фотографии Чарльз Ледбитер в одеянии 33-й степени Шотландского Устава Масонов.